Сижу, читаю ветку.
Жена тоже читает со мной. Почитала, прониклась спором и попросила дать вот этот материал.
(она у меня учитель истории (хотел написать ИСТОРИК, но она просит конкретики))
"Либералы. П.Я. Чаадаев. Спор западников и славянофилов
Деятельность правительства Николая I (1825 – 1855 гг.), направленная на искоренение всякой свободной мысли, не уничтожила полностью общественное движение. Оно существовало уже во второй половине 1820-х гг. и активно развивалось в 1830 — 1850-е гг.
В октябре 1836 г. Н.И. Надеждин опубликовал в своем журнале «Телескоп» «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева. Это был мощнейший удар по «теории официальной народности». По мнению Чаадаева, в истории России доминируют «дикое варварство» и «грубое суеверие», жесткость и унижение. В отличие от цивилизованных народов у нас не было «поры бьющей через край деятельности», «в крови у нас есть нечто отвергающее всякий настоящий прогресс». «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли», — подводит печальный итог своим рассуждениям автор. По замечанию историка Н.А. Троицкого: «Чаадаев показал (даже с чрезмерным акцентом), что история России мрачна, ее настоящее невыносимо, а будущее, если она останется в “жестоком рабстве”, грозит ей катастрофой».
«Философическое письмо» произвело эффект разорвашейся бомбы. Журнал «Телескоп» был закрыт, Н.И. Надеждин отправлен в ссылку, а Чаадаева император объявил умалишенным и приказал установить за ним постоянный медицинский и, разумеется, полицейский надзор. Однако в мыслящем обществе именно с этого момента начались бурные споры об историческом предназначении России, в ходе которых определились два основные направления русского либерализма 1830 — 1850-х гг.: западничество и славянофильство.
Общей чертой западничества и славянофильства являлось неприятие существующих в России порядков. Те и другие понимали гибельность крепостного права, цензурного и полицейского произвола. Но многое их и разделяло.
Западники (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, Б.М. Чичерин, В.П. Боткин и др.) считали, что Россия развивается по универсальным законам мировой истории, а ее своеобразие объясняется в первую очередь огромным отставанием от Европы. Исходя из этого программного тезиса, они призывали прививать на русской почве западные либеральные ценности (индивидуализм, частную инициативу, политические свободы), развивать буржуазные отношения в экономике, поощрять образование и науку. Все это поможет преодолеть историческое отставание России и обеспечит условия для ее гармоничного вхождения в европейскую цивилизацию.
Славянофилы (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, И.В. Кириевский, П.В. Кириевский, В.И. Даль, А.И. Кошелев и др.) были убеждены, что Россия имеет свой уникальный путь развития. Важнейшим институтом русского общества они считали крестьянскую общину, главной чертой русской культуры — соборность (коллективизм). Все постигшие Россию беды они связывали именно с тем, что, начиная со времен Петра I, Россия отказалась от свойственного ей самобытного развития и стала перенимать чуждые европейские порядки. Идеалом славянофилов была допетровская Русь с Земским собором. Русский народ славянофилы считали чуждым политике, искренне преданным законному монарху, что, по их мнению, делало революцию в России невозможной. Славянофилы отрицали необходимость введения здесь конституции, разделения властей и парламентаризма. Царскую власть они представляли неограниченной, но прислушивающейся к народу, выражающему свое мнение через свободную печать и Земский собор. Однако, при этом возникал вопрос: что сможет предотвратить превращение неограниченной царской власти в деспотическую? В этом отношении славянофилы вынуждены были возлагать надежды на церковь и нравственное развитие. Считая, что исконно русские начала сохранились лишь в толще народа, не тронутой поверхностной петровской «европеизацией», славянофилы уделяли большое внимание изучению народных обычаев, быта, фольклора.
Западники и славянофилы 1830 — 1850-х гг. уповали на проведение реформ «сверху» и поэтому не создали политических организаций. "
Ничего не напоминает по прошествии 200 лет?
